5 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (3 Votes)

Лингвистическое исследование письменной речи

Получить персональную консультацию

">Экспертное направление прикладной лингвистики, что включает исследование текстовых материалов, имеющих признаки клеветы или угрозы.

Объектом исследования являются языковые единицы, высказывания, тексты, зафиксированные в устной и письменной форме на любом материальном носителе.

Изучение языкового использования также включает в себя анализ дискурса, который сосредотачивается на расширенных письменных и разговорных текстах, чтобы определить, как язык используется для передачи социального смысла. Как правило, лингвистическое исследование определяет закономерности использования языка (лексика, грамматика, дискурс) в соответствующем ключе.

Задачи лингвистической экспертизы:

- толкование значения и разъяснения происхождения слова, словосочетания, фразеологизма или иной языковой единицы;
- толкование основного и дополнительного (коннотативного) значения языковой единицы, актуализированной в контексте;
- исследование текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности предложений, экспрессивности и эмотивности языковых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.

Приведенные задачи конкретизируются в зависимости от сферы применения специальных лингвистических знаний по различным категориям дел.

Получить персональную консультацию

Похожие материалы:

Что исследует эксперт при лингвистической экспертизе?

- публикации в газетах, журналах и электронных изданиях;
- книги;
- рекламные сообщения, открытки;
- письменные выступления, заявления, обращения;
- устные высказывания, разговоры;
- интернет-коммуникации (форумы, блоги);
- тексты документов, нормативных актов;
- товарные знаки, доменные имена, фирменные наименования.

Судебно-лингвистическая экспертиза речи определяет фактические данные об авторе (исполнителе) текста, условия создания, содержательное наполнение и стилистическое оформление. В процессе исследования можно получить информацию об участниках речевого акта, условий его протекания, семантико-стилистических особенностей и соотнесенности с действительностью текста.

Объем информации, которую можно обнаружить в тексте, зависит от специфики отражения в нем навыков. Также оценивается качество сравнительных образцов письменной речи для установления идентификационных задач.

Лингвистическое исследование письменной речи можно разделить на:

- автороведческое исследование, задачей которого является установление автора текста, состояния автора на момент создания текста, составление текста самостоятельно или с участием других лиц путем диктовки или переписывания;

- семантико-текстуальное исследование, задачей которого является объективная оценка содержания текста, а именно установление факта унижение чести, достоинства и предоставление информации негативного характера.

Ориентировочный перечень вопросов для автороведческого исследования:

  • Есть ли определенное лицо автором предоставленного на исследование текста?
  • Есть ли определенное лицо автором нескольких различных текстов?
  • Есть ли автор и исполнитель текста одним или разными лицами?
  • Или данный текст составлен несколькими авторами?
  • Какие черты социально-биографического портрета автора можно установить с данным текстом?
  • Каков основной язык общения определенного лица - автора данного текста?
  • Какое место формирования речевых навыков (родной язык) определенного лица - автора данного текста?
  • Наблюдаются ли в тексте признаки, свидетельствующие о сложении текста автором под влиянием каких-либо сбивающих факторов?
  • Составлен ли текст документа лицом самостоятельно или под диктовку, или он выполнен путем переписывания?
  • Составлен ли текст документа с сознательным искажением признаков письменной речи?

Ориентировочный перечень вопросов для семантико-текстуального исследования:

  • Какие значения имеют слова, словосочетания, фразы, зафиксированные в исследуемом тексте?
  • Какое объективное содержание исследуемого словосочетания, предложения, текста, группы текстов?
  • Содержатся ли в тексте высказывания, выраженные в форме призывов к определенным действиям (указать, каких именно)? Если да, то есть ли эти призывы публичными (или какой характер и форму имеют эти призывы)?
  • Содержится ли в тексте информация положительного или отрицательного характера по определенному физическому или юридическому лицу?
  • Содержатся ли в тексте высказывания оскорбительного характера относительно определенного лица?
  • Есть ли высказывания фактическим утверждением или оценочным суждением?

Получить консультацию по поводу проведения лингвистического исследования речи вы можете по телефону или в наших региональных отделениях. Прием граждан осуществляется по предварительной записи.

Полезная информация: