5 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (2 Votes)

почеркРентген личности

Если «рукописи не горят», то и почерки людей способны сохраниться в этих рукописях, поэтому у нас есть шанс оставить для будущих поколений не только собственные записанные мысли, но и информацию об отдельных чертах характера, болезни и эмоции. Ведь именно почерк, как толкуют его современные словари украинского языка — это индивидуальная манера письма, способ начертания букв, основанная на письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой человек изображает условные графические знаки. Почерк отражает очень много особенностей нашего внутреннего мира.

История экспертизы почерка сопровождает существование письма и неразрывно связана с судебной и криминалистической сферами общественной жизни. Сегодня богатый инструментарий исследования предлагает такой раздел криминалистики, как графология — учение о тесной связи между почерком и личностью человека. Бесспорно, отсчет почерковедческой экспертизы следует брать с тех пор, когда письмо превратилось в общественную необходимость и достояние широких кругов населения, потому что пока он был достоянием служителей культа, властной верхушки или наиболее образованных отдельных представителей, то не могло никак свидетельствовать о человеческой индивидуальности.

И Крым, и Рим, и чужой почерк

Считают, что впервые к понятию почерка как определенного показателя достоверности или недостоверности документов обратились еще в Древнем Риме, в эпоху правления императора Нерона (I в. нашей эры), где в судах его использовали как аргумент доказательства или опровержения. В одном из писем тогдашнего императора Нерона красноречиво сказано: «Я боюсь этого человека потому, что его почерк показывает, что у него — предательская натура». Так же в этот период почерком интересовались греки, но далеко в своих поисках они решили не заходить. Еще раньше почерк отчасти осмысливали в Китае. Например, знаменитый Конфуций писал: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблется ветром». Конечно, такие древние обращения к вопросу почерка были скорее интуитивными или культурологическими, чем научными, но подготовили определенную почву для зарождения фундаментальных исследований графологии.

Рождение в Возрождении

Эпоха Ренессанса стала прорывом во многих сферах наук и поставила в их центр человеческое тело и личность. В 1630 году появился трактат итальянца Камилло Бальдо с длиннющим названием «Tratto come una letra si cognoscano la natura e qualita del scrittore». То есть: «Как понять природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». Примерно в это время в русле графологии работал Неаполитанский профессор анатомии Марк Аврелий Северино, который так и не выдал первую книгу «Пророк, или пророчество по письму», но 1678 опубликовал свои мысли в статье «Vaticinator indices qu'on peut tirer de la maniere do not chacun forme son ecriture» («Признаки, которые можно получить по манере письма») в газете «Le Mercure galant».

Кроме Италии, почерковедение популяризировали немецкие ученые: о почерке как маркер индивидуальности писал Иоганн Гете, хотя представление немцев были довольно наивными и упрощенными.

Новое имя и «четыре руки» графологии

Двести лет после Бальдо французский аббат Мишон развил учение своего учителя аббата Фландрена и составил целую школу заинтересованных в почерке исследователей. Именно аббат Мишон «дал» имя новой науке, соединив греческие слова «графо» (писать) и «логос» (слово, наука), и использовал его впервые в работе «Система графологии» 1872. Работа Мишон получила развитие в исследованиях Крепье-Жамена, который в начале 80-х гг. XIX в. сделал четкие и глубокие анализы различных видов почерка человека.
Именно с этого времени графология не только начала свой исторический путь как отдельная дисциплина, но и смогла на четыре различные направления вместо единого каллиграфического, который существовал в обществе и нуждался лишь в таком критерии как умение красиво выводить буквы. Возникли следующие сферы:

- сигналетическая графология (основатель - французский криминалист Альфонс Бертильон, 1987 год; во внимание принимают выразительные приметы почерка — размер, наклон, форму и т.п.);
- графометрическая (француз Эдмонд Локара);
- экспериментальная (анализ всех измерений почерка);
- собственно графологическая (синтетическая).

«Отцом» нынешней графологии многие считают немецкого исследователя Людвига Клагеса, что в начале ХХ в. провел большую работу для систематизации и теоретизации этой науки. Сегодня графология активно развивается, входит в вузовские курсы криминалистики и имеет большое прикладное значение. Ее инструментарий помогает выяснять компетенции кандидатов в рекрутчине, в профориентации и, конечно, проливает свет в судебно-медицинской экспертизе.

Поэтому, графология прошла путь от культурологического становления в древнем мире через наивное восприятие в Возрождении к своему расцвету в последние века второго тысячелетия. Сейчас ее методология и знания обеспечивают успехи в криминалистике и многих практических сферах человеческой деятельности. Но сама наука подвержена испытанию компьютерными технологиями, которые, с одной стороны, способствуют более глубоким исследованием, а с другой — переводят важную документацию, личная переписка, авторское творчество в электронную плоскость и тем самым устраняют возможности «видеть» человека через его почерк. Именно поэтому проводится почерковедческая исследования для решения главных задач — совершенствование методов и качества анализа, стоящих перед современным почерковедением.

Корисна інформація: